Техника коллажа
Тема мученичества
И очень много таких сгорбленных, в неудобных позах, стоящих в немного непропорциональных телах в зарисовках. Но именно здесь, этой зимой, мне хотелось бы уделить ей больше внимания. Именно серия Мученики небольшая, мне кажется, она очень интересная по сделанности и по композиционному решению, и по самой идее. Идея не новая, но прочтение, как мне показалось, будет интересным.
Конкретно про серию Мученики.
Серия из 9 работ. Когда я делала первый коллаж, я не думала, сколько их будет по количеству. Мне хотелось поскорее развернуть тему в наиболее удобной для этого технике. Поэтому здесь и рисовальные приёмы использовались по минимуму. Я торопилась. Почему именно тема мученичества. Вообще это может в свете предстоящих всех событий. Может, это какие-то личные переживания наложились. Вынашивала я её не долго и как-то сразу всё сложилось удачно. Сначала явился святой Себастьян.
Мученики. Серия №1. Святой Себастьян
В моём случае это было скорее как отклик на нагнетание ответственности, нагнетание определённых требований к человеку сегодня, особенно к мужчине. Я много работаю с людьми, – преподаю, у меня много мальчиков, юношей, мужчин. И в доверительных разговорах они очень часто делятся очень личными вещами. И я делаю выводы, как педагог, что мужчине не менее сложно жить в современном обществе, чем женщине, потому, что известно, что нельзя плакать.
Запреты
Стрелы, пронзающие его, это установки, барьеры и прочее. Всё что мешает нормально полноценно жить, творить, существовать и закручивающиеся вокруг него элементы – закручивающиеся события, круговорот, вихрь всего происходящего. Он, конечно, как воронка затягивает в себя, и эти ранящие осколки приносят серьёзные страдания. Будь номером один, побеждай, это тоже такая мальчуковая тема, поэтому эта цифра 01, агент ноль один. Вот эти маркеры они удачно дополняют тематику, и поэтому появилась эта на красном фоне белая цифра, которая говорит обо всём этом.
Которая говорит об этих навязываемых категориях.
Продолжение
Когда появился первый лист, стало понятно, что серию нужно продолжать. И тогда я поняла, что одним Себастьяном дело не завершится, были ещё и другие святые [смеётся]. И тогда, сев и спланировав, я предположила, как может развиваться вся графическая серия, как может развиваться эта тема. Поэтому были выбраны сюжеты, христианских мучеников, такие традиционные казни и мучения, так скажем, – отсечение головы, сжигание, распятие.
Есть лист, напоминающий историю о Каине и Авеле. Четвертование, колесование. Это всё явилось таким фундаментом, на который легли современные цитаты, девизы, которые предъявляются и задаются как эталонные в современности. И поэтому здесь очень удачно сочетаются к образам горящего человека, просто лежащего умирающего человека легли как раз текстовые вырезки из журналов, которые дают некоторый ассоциативный ряд с тем, что происходит.
Фигуры
Я уже говорила, когда-то, что большой изобразительный материал, это не только тренировка, но ещё и изучение определённых моментов, связанных с изображением фигур. И вот как раз пришлись очень кстати эти изображения фигур в коллажах. Осталось только продумать всю серию целиком и задать композиционное решение в каждом из листов, так, чтобы сохранить в каждом из листов, чтобы сохранить целостность всей группы работ.
Сюжеты
По цвету, я обычно работаю не в цветной графике, и даже когда работаю с коллажами, эскизирую, я стараюсь эскизировать в чёрно-белом варианте. Редко-редко когда включаю цветные вставки одного цвета. Это либо металлик какой-то, золото или серебро. В этой серии очень удачно влился красный, добавляет драматизма. Тем более эти красные линии, красные пятна, красное сияние, оно полыхает рядом с этими чёрными и белыми и в дополнение именно здесь получилось ввести именно лёгкий бежевый, он придаёт золотистости.
Оттенки
Если посмотреть картины старых мастеров, они все выстроены на золоте. Работы художников прошлого, изображающие христианских святых, они все выполнены с применением золотистых оттенков. Ну а как ещё изобразить сияние, как изобразить свет, как изобразить душевную теплоту. Я пошла по этому же пути, поэтому к традиционному чёрному и белому добавились два небольших оттенка.
Пластика сама и структура композиционных листов многим напомнит иллюстрации в глянцевом журнале. И они тоже будут правы, потому что не отсылаясь к современным источникам, к современным визуальным образам, очень сложно сейчас творить. Поэтому получился хороший, как я считаю, синтез классики и современности, традиций и новаторства. И коллажи вполне самостоятельны. Я думаю, что оформлю их и покажу на одной из выставок обязательно.